Марина Анатольевна Кривошлыкова. Персональный сайт.

«Дистанционные технологии в патриотическом воспитании дошкольников».

«Дистанционные технологии в патриотическом воспитании дошкольников».

Кривошлыкова Марина Анатольевна, воспитатель ЧДОУ «Детский сад № 98 ОАО «РЖД»

  «В детях уже есть зародыш любви к Родине, а педагоги должны способствовать его правильному развитию, необходимо опираться  на инстинктивный характер патриотизма в воспитании детей».

                                                                                                      Н.Ф. Бунаков

Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям».

На актуальность темы указывают слова В.В. Путина: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого все равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. (...) Нам необходимо в полной мере использовать лучший опыт воспитания и просвещения, который был и в Российской империи, и в Советском Союзе».

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса  воспитания патриотизма у дошкольников, в современных условиях она приобретает особое значение. В наше время, как никогда, чувствуется важность патриотического воспитания подрастающего поколения уже с дошкольного периода. У детей отмечается дефицит знаний о родной стране и народных традициях, о подвиге русского народа в Великой Отечественной войне, о празднике «9 Мая» и его значении, о героях войны, о символах праздника Победы. Время далеко отодвинуло события Великой Отечественной войны, дети уже не могут из первых уст, от ветеранов, услышать о борьбе с фашизмом. Очень важно не прервать живую нить памяти о мужестве народа в те страшные годы.

Эпидемиологическая ситуация и режим повышенной готовности весны 2020 года обусловили многое: жить и работать на самоизоляции приходилось по-новому. Изменения коснулись разных сфер деятельности, в том числе и образования. Сегодня школы и дошкольные образовательные учреждения  вышли на новый формат взаимодействия участников образовательного процесса.  Проектная дистанционная деятельность, несомненно, является таким форматом и вошла в практику дошкольного образования.

В ФЗ «Об образовании в РФ», определено, что «под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ». Хочу подробнее остановиться на применении дистанционных технологий в патриотическом воспитании.

В преддверии празднования «9 Мая» для детей компенсирующей группы «Реченька» ЧДОУ «Детский сад № 98 ОАО «РЖД» был разработан краткосрочный дистанционный проект «Спасибо Деду за победу!».  К реализации проекта подключились воспитатели группы и специалисты образовательного учреждения.

 Основная форма работы – индивидуально-подгрупповая в дистанционном формате, с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В план проекта вошли мероприятия, подготовленные педагогами детского сада совместно с детьми и родителями в форме видеороликов. Итогом проекта должен был стать один большой фильм «В день Победы мы поздравляем наших ветеранов».

В рамках проекта прошла тематическая онлайн-выставка рисунков. Рисунки стали прекрасной заставкой в итоговом фильме.

Большой и значимый этап проекта – челлендж «Бессмертный полк». К его реализации подключились педагоги учреждения, родители воспитанников. Уже не у всех в семье есть сведения о родственниках, участвующих в ВОВ, поэтому каждый рассказ был очень ценен и дорог. Дети смогли самостоятельно рассказать услышанное от взрослых. Интересные биографические данные о своих прадедах, события военных лет они передали до слез трогательно и эмоционально. Это очень ценные моменты и бесценный опыт общения родителей и детей. Педагоги детского сада смогли не только рассказать о героических родственниках, но и показать их боевые награды.

Память о событиях 1941-1945 гг. помогают сохранять произведения писателей. Важной составляющей патриотического воспитания является поэзия о Великой Отечественной войне. На начальном этапе среди родителей, через мессенджер «WhatsApp», был проведен опрос «Кто желает подготовить поэтическое выступление к празднику Победы?». Всем желающим выступить педагоги помогли подобрать произведения, а дети совместно с родителями обсудили костюмы, фон для видеосъемки, подготовили видеоматериал. Пронзительное и осознанное чтение стихотворений еще раз показывает, что поэзия является высокохудожественным средством воспитания.

Заключительным звеном в нашем дистанционном проекте стало исполнение песни «Казаки в Берлине» который успешно организовал музыкальный руководитель дошкольного учреждения Лубенникова Ольга Петровна. Дети с воодушевлением исполнили всенародно любимую песню дома, а родители сделали качественную видеозапись. Все куплеты были смонтированы в единое целое в заключительном фильме.

В течение двух недель через мессенджер «WhatsApp», с помощью электронной почты шла активная подготовка к празднованию Дня Победы. Дети совместно с родителями просматривали видеозанятия, демонстрировали рисунки, рассказывали стихи, делились впечатлениями. Дистанционные технологии позволили участникам проекта совместно обсуждать детали съемки каждого сюжета, не выходя из дома, в удобное для всех время. Итогом всей работы стал заявленный ранее фильм «В день Победы мы поздравляем наших ветеранов». В фильме использованы материалы всех этапов проекта. Сюжет логичен и последователен. Музыкальное оформление, фотографии  гармонично связали все части и позволили сделать фильм проникновенным.

 С дошкольного возраста необходимо лелеять ростки памяти о прадедах и их героическом прошлом. Реализованный с помощью дистанционных технологий проект «Спасибо Деду за победу!» стал небольшим, но качественным звеном в системе патриотического воспитания дошкольников.

В 2021 г  мы с ребятами  организовали  онлайн мероприятие, посвященное 9 мая для  представителей Совета ветеранов г. Тимашевска, они присутствовали на нашем концерте в формате видеоконференции.

Воспитывая у детей гордость за свою малую родину, желание сделать ее лучше, я плотно работаю над темой «Мой край, мой город Тимашевск».  

Я, не смотря на свой большой стаж работы, стараюсь идти в ногу со временем. Для меня настоящим открытием стала интерактивная доска с возможностью видеотрансляции онлайн, она значительно расширила возможности представления информации по данному вопросу, позволила усилить мотивацию ребенка, расширить кругозор.  Было организовано виртуальное путешествие к самым известным памятникам Тимашевска. Ребята пребывали в некотором шоке, так как прямо на экране экскурсоводы рассказывали и показывали достопримечательности города.

Виртуальная экскурсия имеет ряд преимуществ перед традиционной, не покидая здание детского сада можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами д/с, города и даже страны. Так мы с ребятами посетили музей в г. Керчь, ребята познакомились с героями Великой отечественной войны и современности, увидели раскопки  эха войны ( снаряды, пробитые каски, патроны, автоматы, солдатские фляжки и др), узнали, что в Керчи есть морской технический колледж, где готовят  моряков. Также дистанционно ребята побывали в  музее «Боевой славы» МАОУ СОШ  №11 г. Тимашевска, где узнали о героях-  выпускниках этой школы, о боевых наградах.

Ребята посмотрели фильм  «Выбраться живыми. Как подводников готовят к нештатным ситуациям на лучших тренажерах ВМФ РФ, г. Новороссийск». Одним из героев этого фильма стал офицер военно-морского флота выпускник нашего детского сада.

Каждая экскурсия заканчивается итоговой беседой, в которой мы вместе с ребятами систематизируем увиденное и услышанное, выявляем впечатления, делаем выводы.

Онлайн-мероприятия имеют много преимуществ. Во-первых, это средство общения, взаимодействия и развлечения. Во-вторых, организация таких мероприятий не требует финансовых затрат, оформления (кроме интерактивного) и не ограничивает участников в количестве.

В рамках работы по наполнению банка «КРЭДО»  для дистанционной работы с долго отсутствующими детьми созданы видеоролики с экскурсиями по различным городам России: Саратов, Рязань, Новороссийск, Тимашевск и многие другие. Каждый ролик рассказывает  о достопримечательностях города, например, Саратов славится знаменитым на всю Россию цирком братьев Никитиных, а город Хабаровск назван в честь первопроходца Ерофея Хабарова, который занимался соболиным промыслом, торговлей, возделывал пашни, построил солеварню и мельницу у реки Илим. В банке данных 25 видео экскурсий по городам России. Просматривая  их, мы с ребятами путешествуем и  знакомимся с историей городов и особенностями  России.

Использование информационно-компьютерных технологий делает процесс воспитания и обучения более интересным, качественным, результативным.

 То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле патриотического воспитания подрастающего поколения.

7 октября 2023 в 18:49

Прикреплённые файлы:

Документ: «Дистанционные технологии в патриотическом воспитании дошкольников».

Описание файла:

Файл называется: chdou-98-krivoshlykova-prezentacija_fcf40.pptx

Это официальный файл организации «Марина Анатольевна Кривошлыкова. Персональный сайт.», в нём содержится «Дистанционные технологии в патриотическом воспитании дошкольников»..

Размер файла: 22,46 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.